Почему вселюбящий Господь не придумал более гуманный метод перевоспитания грешников, чем адские муки? Разве испытывая вечную любовь к душе, он не страдает, когда она страдает в аду, разве Ему ее (душу) не жалко?
Действительно, разве Ему не жалко нас. Ведь мог бы как-то по-другому воспитывать. В связи с этим есть две темы, о которых можно поговорить.
Во-первых, когда задается такой вопрос, я сразу представляю такую сцену. Утро, чай, пирожки лежат, и кто-то только проснулся, протер глаза, и вот он пьет чай и смотрит новости. А рассказывают, что правительство что-то решило, что-то сделало. И человек пьет чай и говорит: "Ну они вообще не соображают, надо же было просто врезать, а вот здесь надо было отдать им эти острова, да и все!" И вот так человек рассуждает, все ему понятно, все ему просто. Он не понимает, почему они там до таких простых вещей не могут додуматься. Но ньюанс-то вот какой, - когда человек оказывается там наверху, то он видит, что есть очень много факторов, которые нужно учесть. И, учитывая все эти факторы, нужно принять решение, которое будет идеальным для этой ситуации. Но человек, который пьет чай и смотрит новости, не видит всей ситуации и думает, что все же понятно, надо же было как-то по-другому сделать.
Господь любит живых существ очень сильно, Он переживает, испытывает сострадание к каждому из нас. Каждый для него как отдельный, Он с каждым общается лично, каждый для Него дорог. И Он, учитывая наши желания, учитывая наши стремления, наши поступки, понимает, как нам помочь, как лучше сделать. «Шри Ишопанишад» говорит нам, что то, что Он создал, то, что исходит из Абсолютной Истины, обладает такой же абсолютной природой. То есть этот мир, который был создан Богом, идеально создан для того, чтобы нам помочь достичь совершенства! Идеально! Все здесь до миллиметра вымерено. Если он так вот сделан, то можно не сомневаться, что это сделано идеально. Это первое, что хочется сказать. Он подумал, и Он придумал из всех вариантов самый лучший, в котором ни добавить, ни убавить ничего нельзя, иначе все испортится.
Теперь второй момент. Сострадает ли Он? Да. Он испытывает сострадание. Если бы Он не испытывал сострадание, нас бы вообще не существовало. Если бы Он нас не любил, нас бы просто не было. И вот это Его сострадание, Он действительно переживает за каждого из нас. Но сострадание не всегда проявляется в том, чтобы делать то, что хочет тот, кому мы сострадаем.
Допустим, мы воспитываем детей. Маленькие, они такие веселые, ласковые, шумные, милые. И мы хорошо к ним относимся. Обычно родители - так уж физиологически устроено - во всех формах жизни испытывают какие-то нежные чувства к своим детям. Хотя человек может быть хуже животного, к сожалению, есть примеры в современном мире, когда человек ненавидит своих детей, но это уже какая-то болезнь. Обычно у родителей хорошее отношение, но даже самый хороший и любящий родитель наказывает своих детей. Зачем он это делает? У него нет злобы. Ведь можно наказывать со злобой, то есть я ненавижу какого-то врага, мне нравится его боль, но к детям же такого нет, там же есть любовь. И вот любящий родитель воспитывает своих детей, и порой он ставит их в угол, порой он лишает каких-то сладостей ребенка, и ребенок плачет. Почему? Родителям больно, что он плачет, но почему они это делают? Потому что они хотят, чтобы в сознании ребенка остался след, что вот этот поступок - это нехороший поступок. И отец или мать понимают, если я не покажу ребенку, что вот это плохо, он не поймет этого, он будет думать, что это хорошо. И если он будет считать, что это хорошо и будет это делать, то он в итоге станет совершенно несчастным.
Поэтому страдания так устроены, что они помогают живому существу понять, что он идет не в том направлении. И если совсем идет, не думая, в том направлении, то будет больше страданий. Еще больше не в том направлении, еще больше страданий. Это инструмент. Вот представьте, что если бы боли не было, если бы мы не испытывали боль, мы бы никогда не поняли, что мы идем не туда.
И третья вещь, о которой хочу сказать, что страдания - это не единственный инструмент, это не главный инструмент для того, чтобы помочь исправлять живые существа. Не нужно думать, что ад - это единственный инструмент исправления. Если бы было только наказание, например, ребенок делает что-то не так, и его шлепают — это неправильно, и вот здесь неправильно, и вот здесь, то ребенок будет просто зашуган, он не поймет, а что же делать-то. Он будет думать: «Я не знаю как поступить, что бы я ни делал, все неправильно, за это бьют и за то бьют, а что же делать, никто не знает, что делать». Это что же за воспитание такое? И больший инструмент для воспитания - это показать ребенку альтернативу, как надо правильно поступать.
Поэтому главный исправляющий инструмент, который Господь использует для того, чтобы помогать живым существам исправляться, - это когда Он посылает в этот мир (а Он это регулярно делает) святых людей. Он приходит Сам или присылает своих представителей, которые показывают, а как выглядит «вести себя правильно». И это главный элемент, с помощью которого душа может исправиться. Видеть, как правильно себя вести, как ведут себя такие люди и пытаться следовать за ними. Поэтому этот мир создан идеально. То есть, с одной стороны, в этом мире есть возможность показать человеку, когда он идет не туда, и так же в этом мире есть возможность общения с людьми, которые могут научить, а как вести себя правильно. Поэтому здесь все-все сделано гармонично. И если человек сознательно начинает учиться, то всегда так устраивается Богом, что он встречает людей, которые могут его без пинков научить тому, как вести себя правильно. Если он не хочет этому учиться, тогда остаются только шлепки, потому что совсем уж деградировать-то человеку нельзя позволить, и его шлепают тогда. Но когда он хочет узнать: "А как правильно?", - тогда ему показывают, как правильно, и это уже позитивное исправление.